[personal profile] waspagv
Когда я учился в школе, я очень любил математику и физику. Но там нужно было считать. Главными счетными инструментами в то время служили "столбик", "уголок" и таблицы Брадиса. Советская промышленность отчаянно пыталась хотя бы частично удовлетворить растущие потребности советских людей. Но у неё едва получалось удовлетворить потребности всяких военных "ящиков". Мой отец как раз в таком "ящике" строил ракетный щит нашей Родины. В "ящике" к услугам работников имелись микрокалькуляторы серии Б3, которые кое-кому разрешалось брать на прокат и даже выносить с территории домой. Так я получил во временное пользование микрокалькулятор "Электроника Б3-23".

Но девайс сей смог поначалу заменить только "столбик" и "уголок", а для вычисления степеней и корней, не говоря уже о тригонометрических и логарифмических функциях, по прежнему требовался фундаментальный труд Владимира Модестовича. Так было, пока свету не явилась книга Ю.А. Белого "Считающая микроэлектроника". Из нее я узнал, что если достаточно долго нажимать на кнопочки, то все нужные функции можно вычислить и без таблиц. Например, экспонента для аргумента в диапазоне [0,1] вычислялась по формуле



Честно говоря, вычислять по этой формуле на Б3-23, у которого нет не только функции 1/x, но и регистра памяти, - та еще пытка. Приходилось постоянно записывать и вновь вводить промежуточные результаты. Но я терпел из принципа!

А позже на смену Б3-23 пришел Б3-26, у которого был регистр памяти с накоплением, квадратный корень и кнопка обмена регистрами, позволявшая, в частности, вычислять 1/x. С ним дело пошло быстрее.

А совсем хорошо стало с новейшим достижением электронной мегалоплазмы - Б3-19. У него были все нужные мне функции и обратная бесскобочная логика вычислений. Правда, при первом использовании он меня подвел. Тогда, кажется в 9-м классе, на олимпиаде по математике придумали в дополнение к теоретическому туру еще и практический, где нужно было решать хитрые вычислительные задачи. Все они сводились к применению обычных численных методов решения тех или иных уравнений. Так вот, решая методом Ньютона трансцендентное уравнение с тригонометрическими функциями, я полагал, как обычно, что аргумент этих функций следует набирать в радианах, а в этой модели надо было в градусах. Причем, в инструкции об этом сказано не было. Школьные же учителя, которые не рубили совсем не только в калькуляторах, но и в численных методах, увидев неправильное число в ответе, оценили мое решение в 0, в то время как я мог претендовать на половину баллов, поскольку метод решения выбрал правильно.

В выпускном классе в моем распоряжении появились программируемые модели. Сначала Б3-21, потом МК-56. Это была песня! Различные книги - Дьяконова, Цимринга, Шелеста и др. - содержали программы самых разных расчетов. А уж вычисление эфемерид и определение орбит я программировал сам. Любопытно, что Б3-21 стоил тогда 250 руб. и на заводе числился основными фондами, наравне со зданиями и сооружениями.

Замечу, что первый собственный (а не казенный) калькулятор (это был МК-52) я купил за 115 руб. летом 1988 года в ныне не существующем магазине "Электроника" на ул. Кузнецкий мост, когда проезжал через Москву по дороге в Ленинград, где собирался поступать в ЛГУ. Этот МК-52 до сих пор исправен и верно мне служит.

Профиль

waspagv: (Default)
DCS Foyle

March 2025

M T W T F S S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 08/07/2025 14:46
Powered by Dreamwidth Studios