[personal profile] waspagv

Полугодовые поиски пристойной литературы по теме не дали результатов. Книг, конечно, прорва, но, боюсь, кроме автора их мало кто поймет. Может быть, соседи по лаборатории. Неужели нет таких, которые можно посоветовать студенту из пединститута, познания которого не выходят за "Курс" Савельева? И чтобы после прочтения фраза

"флюктуации атмосферных движений создают флюктуации в магнитосферной циркуляции плазмы, приводящие к стохастическому изменению третьего адиабатического инварианта дрейфующей в магнитном поле заряженной частицы"

была понятна?

P.S. Эта фраза из популярной (!) книги мне самому непонятна, хотя я прослушал курс физики плазмы. Точнее, курс физики плазмы в исполнении В.Г. Нагнибеды, а это две большие разницы. ;)
Date: 2 February 2010 18:56 (UTC)

From: [identity profile] cherez-dorogu.livejournal.com
Если прочитать приведенную цитату с правильными интонациями, наверняка можно вызвать дьявола.
Это цитата из популярной книги по физике или по черной магии?
Date: 2 February 2010 20:50 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
Этот цитата из популярной брошюры "Юпитер глазами "Вояджера", М.: Знание, 1981. В аннотации: "Брошюра рассчитана на читателей, интересующихся достижениями современной физики". Вероятно, чтобы выбить этот интерес нафиг!

Интересно, что брошюра объявлена как сборник статей. Фраза взята из предисловия, которое занимает 32 с., в то время как три статьи соответственно 8, 9 и 6 страниц.
Date: 2 February 2010 20:54 (UTC)

From: [identity profile] pphantom.livejournal.com
Есть старая, но очень недурная книжка Альвена (если не ошибаюсь, при переводе этой книги его назвали Альфвеном) "Космическая электродинамика". Наверное, это лучшее, что можно найти для таких целей.

P.S. Я в свое время сделал хитрее. Познакомившись с особенностями В.Г. на лекциях по радиоастрономии, я попросту прогулял всю физику плазмы, в первый и последний раз явившись на зачет. :)
Date: 2 February 2010 21:08 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
> Познакомившись с особенностями В.Г. на лекциях по радиоастрономии, я попросту прогулял всю физику плазмы, в первый и последний раз явившись на зачет.

Не, я честно пытался понять, я же был прилежным студентом. :) А он у нас еще "Основы электрорадиотехники" читал.

За книжку Альвена спасибо, посмотрю.
Date: 2 February 2010 21:18 (UTC)

From: [identity profile] pphantom.livejournal.com
Я тоже был достаточно прилежным студентом, но за семестр радиоастрономии успел уяснить, что пока В.Г. рассказывает общие вещи и качественные вопросы - все замечательно (без всякой иронии - в этом случае В.Г. отличный лектор), а вот как только нужно написать какую-нибудь формулу и что-то из нее вывести - можно тушить свет. :)

А электрорадиотехники у нас уже не было, да и физику плазмы в его исполнении наш курс слушал, кажется, последним (или предпоследним).
Date: 2 February 2010 21:20 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
Я бы с удовольствием послушал любую физику в исполнении Нагирнера. Но не удалось.
Date: 2 February 2010 21:45 (UTC)

From: [identity profile] pphantom.livejournal.com
Не факт, что это хорошо, поскольку это прямо противоположная крайность. Нам досталась квантовая механика, а потом спецкурс по переносу излучения. С одной стороны, с математикой все было идеально, с другой - физический смысл происходящего часто оставался "за кадром".
Date: 3 February 2010 07:08 (UTC)

From: [identity profile] alex1969.livejournal.com
С физикой плазмы я не сталкивался. В ней наверное много термодинамики, электродинамики, и связанных с ними уравнений в частных производных. Неужели студентам пединститута всё это преподают?
Date: 3 February 2010 07:13 (UTC)

From: [identity profile] cherez-dorogu.livejournal.com
да, у "Вояджера" странные глаза...Он как бы намекает - нечего гуманитариям интересоваться Настоящей Наукой...
Date: 3 February 2010 09:48 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
Нормальные у него глаза. Речь идет о плазменных приборах, которые не "видят" но регистрируют. А для гуманитариев (и налогоплательщиков) есть картинки (http://p16q48.firstvds.ru/kosm/vo_pics.html). Впрочем, и о плазме вблизи Юпитера я написал бы лучше, чем гг. Дубинин и Подгорный. Но в 1981 мне было только 10 лет.
Date: 3 February 2010 09:51 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
Формально он называется Удмуртским государственным университетом. Но фактически как был педом, так им и остался. Преподавать-то студентам преподают, да вот только реально интересует это хорошо если одного на курсе. Такие и задают мне вопросы, и очень не хочется оставлять их без ответов.
Date: 3 February 2010 09:56 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
По-моему, "физический смысл" - это попытка построить аналогию с повседневным опытом. Проходит в классической механике, геометрической оптике; но совершенно бесполезно искать "смысл" в квантовой электродинамике. Уравнения дают тот же результат, что и опыт? Вот и ладушки!

Кстати, однажды В.Ф. Осипов посмотрел мой конспект теорфизики, подумал и изрек: "Да, физики любят так делать..."
Date: 3 February 2010 13:25 (UTC)

From: [identity profile] alex1969.livejournal.com
Такие вопросы нельзя оставлять без ответов! Нельзя губить те остатки здоровой любознательности, которые пока ещё изредка возникают.
Date: 3 February 2010 13:26 (UTC)

From: [identity profile] alex1969.livejournal.com
А что В.Ф.Осипов этим хотел сказать?
Date: 3 February 2010 13:42 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
Ему не нравится уровень математической строгости у физиков, даже у Нагирнера, который весьма аккуратен в этом отношении. Сам Осипов - математик, а физика для него - место приложения математических методов.
Date: 3 February 2010 13:44 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
Конечно! Но в данной области я сам не специалист. Вот и приходится искать книги по библиотекам.
Date: 3 February 2010 19:12 (UTC)

From: [identity profile] pphantom.livejournal.com
Не всегда, некоторые вещи можно лучше понять на простых примерах. Это еще более верно для теории переноса излучения, в которой (даже на мой дилетантский взгляд) почти все утверждения допускают внятное объяснение их смысла "на пальцах".

P.S. к соседнему комментарию: самое забавное, что В.Ф.Осипов - физик. И по образованию (ибо физфак заканчивал), и, вообще говоря, по области научных интересов.
Date: 3 February 2010 20:54 (UTC)

From: [identity profile] waspagv.livejournal.com
Учился-то может быть и на физфаке, но мозги как у математика. Я его книжку прочитал: "Структура пространства времени" (в трех томах). Физик такого в жизни не напишет. :)))
Date: 4 February 2010 09:08 (UTC)

From: [identity profile] pphantom.livejournal.com
Да нет, для физика-теоретика это как раз вполне нормально. Другое дело, что во многих странах теорфизику считают подразделом математики - и, с учетом особенностей подхода физиков к этой деятельности это, наверное, правильно.

Профиль

waspagv: (Default)
DCS Foyle

February 2026

M T W T F S S
      1
2345678
9101112131415
1617 1819202122
232425262728 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 10/03/2026 18:48
Powered by Dreamwidth Studios